Вторник, 23.04.2019, 11:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Басецкий и Босецкий

Блог

Главная » 2010 » Май » 1 » Балтский уезд
16:18
Балтский уезд

Посвящяется внукам Станиславу и Ярославу

Вступление
История основания и развития г.Балта неоднократно освещалась, ее исследователями в основном были авторы книг, которые в разные годы вышли из печати. Например, о Балте писали Б.Стрянкин в книге «Балта». Очерк.», вышедшей в г. Одессе в 1962 г.; Е.Бойко М. Ухожанский, С. Цванг издали «Путеводитель», также вышедшей в г. Одессе в издательстве «Маяк» в 1981 г.; «Історія міст і сіл Українськоїо РСР. Одеська область», 1978 г.». А также С. О. Бойко, Т.В.Крысько, В.М. Рыхлецький в брошюре «Балта. Коротка історична довідка». Проспект»; Упоминал Сергей Таранец в книге „Старообрядчество Подолии», изданной в Киеве в 2000 году. Писатель И.И. Билык в своем романе «Мечь Арея», вышедшем в 1972 г. в Киеве, упоминает поселение Балта 447 г., хотя эта версия требует дополнительных исследований.
Происхождение городов всегда являлось спорным моментом, поскольку не все документы, подтверждающие такие факты, удается сохранить. Войны, разрухи, пожары веками уничтожали исторические сведения. Однако все же, некоторые ведомости сохранены, они находятся в Национальных архивах, музеях.
Собирая документы о происхождении города Балта, мне довелось использовать многие исторические документы и художественную литературу. В итоге собранные материалы систематизировались, одни исторические данные дополнились другими источниками, таким образом, написанные мною очерки станут еще одним документальным подтверждением событий тех далеких эпох.
В целом, Балта — уникальный по своей сущности город. Некогда состоявшая из двух частей, когда одна сторона города принадлежала Турции, другая,— Польше, она характерна необычным этносом данной территории. Место вобрало в себя обычаи многих национальностей, культур, религий. Нынешний балтянин — это носитель всего того, что было заложено еще при основании города. Все, что оставило необычный след в быту населения, обычаях, говоре, и определяют уникальность нашей местности.
Возникает множество вопросов откуда это все взялось? Кто повлиял на жизнь нашего города? Думаю, наступил момент, когда нужно детально изучить это поселение и поставить многие точки над «i».
В этом кратком сборнике исторических материалов отображены судьбы основателей и владельцев Юзефграда, основные события, повлиявшие на судьбу города в период XVIII - начало XX веков.
Сегодня Балта — цветущий, колоритный город, но потомкам нужно знать и помнить, что каждая частица всего, что их окружает в городе, — это наслоения веков, это усовершенствованная страница истории, начало которой положено в далекое-далекое время...

Реки, леса, плодородные земли были необходимы человеку для его проживания. Издревле привлекал людей регион, расположенный в бассейне рек Днестр и Южный Буг, притоки которых — реки Ягорлык и Кодыма — создавали природную границу между степью и лесостепью, поэтому здесь испокон веков селились люди. Древнейшими жителями этого края были скифы, киммерийцы, славяне, во II веке нашей эры пришли сюда готы, которых в конце IV веке вытеснили гунны. В IX-XI веке тут был половецкий край, впоследствии разорённый татаро-монгольским нашествием. В XIV в. эти земли вошли в состав Литовского государства. В 1385 г. после Кревской Унии была объединена Польша с Литвой, с 1434 года под власть Польши отошли Подольские земли. Среднее Побужье принадлежало Литве и называлось Брацлавщиной.
По водоразделу между реками Южный Буг и Днестр проходил Кучманский шлях, связывающий Крым с Польшей. После Люблинской унии 1569 года Брацлавщина переходит под власть Речи Посполитой и преобразуется в Брацлавское воеводство, после Брестской церковной унии 1596 года на Брацлавщине началось строительство грандиозных архитектурных сооружений.
Судьба этих земель менялась каждый раз, частые войны между Польшей и Турцией привели к Андрусовскому перемирию, по которому Брацлавщина осталось под польской короной, но под натиском Высокой Порты по Бучацкому миру земли Подольского, Брацлавского и Киевского воеводства на 27 лет перешли под Турецкую власть, которая основала на этих землях Сарматское княжество. После трактата о вечном мире 1686 г. все Правобережье, правда, растерзанное, превращенное в пустошь, возвращается Польше. А по Карловицкому миру 1699 г. возвращаются земли по рекам Кодыма и Ягорлык, по которым и прошла граница.
В XVII века владельцами этих земель были польские магнаты Конецпольские, Замойские, которые начали переселять сюда крестьян из Волыни, Галиции, Польши, давая им определенные льготы и свободы. С приходом сюда князей Любомирских начался подъем земледелия, промыслов, торговли в Брацлавщине. Наивысшего расцвета магнатская экономика достигает в 1760-1790-х годах, при этом сохраняя старые феодальные отношения, чинш, наследственное пользование крестьянами землей с регулярной платой за нее, затем продуктовую ренту. (3)
На карте появляются все новые и новые поселения, которые впоследствии вошли в состав Балтского уезда. Коронный гетьман Станислав Конецпольський приглашает на службу французского инженера Боплана, который снял первую карту Украины в 1640 г. На ней видно, что на реке Кодыма еще не было никаких поселений. На картах же XVIII в. в основном указаны все поселения и дороги, которые существуют до настоящего времени.
Род Конецпольских угасает в 1719 г., когда умирает последний его представитель — Ян Александр Конецпольский, и в 1722 г. на выгодных условиях у их родственников Валевских откупает эти земли князь Юрий Павел Александр Любомирский (изображение №1) «град на Вишнице», и Ярослав, князь Римской империи, коронный обозный воевода Сандомирский, добавляет к его титулам староство Ягорлыцкое.
Он был представителем одного из многочисленнейших знаменитых родов, вышедших еще с 13 века от известного полководца Мирослава Сренявы, получивший имя в память победы на реке Сренява, впадающей в р. Висла. На Гербе князей Любомирских (изображение №2) в красном поле от правого верхнего угла к нижнему левому протекает серебряная река. Герб покрыт шапкой княжеской. Девиз: «Patria i versus». (6)
Любомирские в XVII и XVIII веках играли одну из значительнейших ролей в Речи Посполитой. Один из их представителей — князь Юрий Любомирский, — имея в своих владениях пограничье между Польшей и Турцией по рекам Кодыма и Ягорлык, для укрепления и защиты всех своих владений выбирает место в близи селения Палиево Озеро, недалеко от которого проходил Кучманский шлях (путь), используемый купцами, а также татарами, 
которые часто совершали набеги вглубь Украины, уводя ясыр (невольников и добычу).(7)
На этом возвышенном берегу в 1730 г. была построена греко-католическая церквушка в честь св. Аристратига Михаила. (8)
В 1722 г. на правый берег р. Кодыма из Кубани перемещается Нагайская орда Эдиссанская (семь тысяч луков), которая была в подчинении Крымского Ханства. (9)
Исследуя судьбу князя Юрия Павела Александра Любомирского (1669 -1735 гг.), удалось найти много интересных фактов и исторических данных. Старший сын Александра Михаила, принятый при королевском дворе, он участвовал во многих войнах против шведов, получил чин фельдмаршала. Но проявил он себя не только как талантливый полководец, а и как политик, часто участвовал в заседаниях сейма. Один из сильных представителей рода Любомирских, Юрий Павел Александр, решал крупные стратегические хозяйственные вопросы: на обезлюдненных землях Брацлавщины проводил массовое заселение крестьянами из Волыни и Польши. Финансовыми делами у Любомирских занимались евреи, для которых он выхлопотал привилегии в торговле, ремесленничестве, постройке синагог. Умер Князь Юрий Любомирский 14.10.1735 года в Варшаве. (10)
От первого брака с Иоанной Каролиной Страугаузен имел дочь и двух сыновей — Юзефа и Станислава. 24 ноября 1738 г. Юзефу (изображение 3) переходят южные владения отца (11), и в частности Палиево Озеро, получает староство Ягорлыцкое, будучи при этом воеводой Сандомирским, подстолием Литовским, кавалером ордена Орла Белого.
Начатое отцом заложение укрепленного поселения, продолжил его сын Юзеф. Он строит замковое сооружение, разбивает улицы, под которыми строит сеть подземных ходов, связывающих дома, находящихся на границе городка с замком (территория нынешней пожарной части). С этого времени начал своё существование Юзефград, названный в честь его основателя Юзефа Любомирского. Из Крыма, привлекаемые князем, массово переселяются греки и армяне (12), терпевшие там притеснения и которые занимались торговлей вместе с еврейским населением, в тоже время Любомирским заселяются из своих северных владений крестьяне — украинцы, поляки, которые занимались здесь земледелием.
Князь Юзеф умер в 1755 г., не оставив наследников, хотя был трижды женат.(13)
А на противоположном берегу р. Кодыма в 1748 г. Турецкой Портой была основана слобода Балта (в переводе с тюркского «боевая сокира»). Имея турецкую администрацию, которая представляла переселенцам возможность в ней обосноваться, тут образовалась большая старообрядческая община выходцев из Черниговщины.(14) Населяли слободу также евреи, армяне, турки, татары, молдаване и представители других национальностей.
В это время образуется сеть дорог, расходящихся в разные стороны: Дубоссарский, Тульчинский тракты, дорога на Умань, Саврань, Хаджибей, что с одной стороны создавало большую выгоду для двух поселений, но с другой — принесло жителям много бед, которые произойдут в последствии.
Младший брат Юзефа — Станислав (1704 - 1793 гг.), — воевода Брацлавский, а затем Киевский, X староста Сандецкии (изображение № 4), был одним из богатейших магнатов Речи Посполитой. Главная его резиденция находилась в г. Ровно на Больше, где он обустроил себе дворец. Из биографических данных известно, что князь Станислав так же продолжает дело своего отца, в 30-х - 50-х годах проводит на обезлюдненных после турецкой оккупации и войн территориях, интенсивную акцию заселения и разведения хозяйства, проявляя при этом большую энергию и умение организовывать жизнь переселенцев. Станислав основал множество сел и городов, непосредственно сам и с помощью мелкой шляхты давал переселенцам временные льготы, поселяя в слободы, возводил десятки римско-, греко- и армяно-католических костелов, а также православных церквей. (15) В документе пожертвований 1765 года в своей резиденции г. Ровно князь Станислав Любомирский издает указ о строительстве для юзефгородских армян костел армяно-католический (изображение №5). Это случилось после того, как армяне на территории Польши признали главенство Папы Римского и создали армяно-католическую церковь с центром в г. Львове. В 1765 году из г. Львова прибыл знаменитый скульптор и архитектор Себастьян Фисенгер для строительства Храма Божьего. Любомирский просил, чтобы назван был костел в честь его патрона св. Станислава Краковского епископа-мученика. По церковным описаниям в костеле были портретные изображения основателей и владельцев Юзефграда (16). Так же был построен и дворец (в его здании в настоящее время размещается педагогическое училище).
Беспокоился Станислав о хозяйственной жизни в своих имениях. Для развития ремесел и торговли в города заселял евреев, которым давал различные привилегии, держал для охраны много личной надворной милиции. Как все магнаты того времени, он также любил праздную жизнь с пирами и банкетами, часто имел конфликты с соседями на имущественной почве. Настраивал Речь Посиолитую на конфликты с татарами, в результате чего хан Карим Гирей угрожал напасть на польские земли, отказался от своих намерений после получения выкупа из королевской казны. В 1764 г. выставил свою кандидатуру в Варшаве на получение трона короля Польши, но не был избран, что в последствии привело его к умопомешательству. Королем Польши стал Станислав Август Понятовский, ставленник императрицы Российской империи Екатерины П, что привело к большому возмущению польской шляхты, видевшей в этом гибель Польши. В г. Баре была созвана Барская конференция, один из руководителей которой Юзеф Пулацкий два раза в марте 1768 г. просил князя Станислава сотрудничать с конфедерацией, то есть противостоять вновь избранному королю и бороться за сохранение старых порядков. Но он не согласился, а жена князя Станислава Людвика — Гонората помогала им. (17)
Для подавления конфедератов Екатерина II направляет войско во главе с генералом Кречетниковым, которое 5 марта, преследуя конфедератов, переходит польско-турецкую границу, сжигая слободу Балта, в которой укрылись конфедераты. Одновременно Россией было спровоцировано гайдамацкое движение. Все это привело к тому что 16-18 июня 1768 г. по указанию М. Зализняка, преследуя бежавших из Умани евреев и поляков, отряд под командованием сотника Василия Шило нападает на Юзефград, а затем на Балту. Были убиты и разграблены много жителей. Этот второй разгром в Балте подтолкнул Турцию к объявлению войны России 6 октября 1768 г.(18)
В этом же году эпидемия чумы унесла много жизней в этих поселениях. В 1769 г. татары напали на владения Любомирских и угнали 31000 человек ясыра. В 1770 г. Российский генерал Петр Лисандер разоряет имения Любомирских, нанося колоссальные убытки, насчитывающие до 11 миллионов злотых. У Любомирского возвращается приступ умопомешательства.(19)
В 1770 г. войска Панина сжигают Балту, после этого в некоторых исторических источниках встречается название Фокшана-Балта (с молдавского Фокшана - «вышедшая из огня»).(20)
Российская империя покорила Крым и вышла к Черному морю. Война окончилась в 1774 г. после заключения мира Кайчук-Кайнаджи (21). Поселения начали возрождаться из пепла. Дети князя выхлопотали у короля Станислава Августа опеку над больным отцом и раздел между ними его владений. Юзефград переходит к князю Александру (изображение № 6) — полковнику Польских войск, впоследствии генерал-майор Французских (...- 1808).(22)
Публикуется текст привилегий, который получил Юзефград: «Юзефгрод над Кодымой, заложенный среди разложистых степей при Юзефе Любомирском, который наследник 1 ноября 1776 г. получил от короля, имеет привилегии: «Сообщено нам есть перед Господами Совета нашего, при стороне нашей остается: как местечко Юзефгрод Александра X Любомирского, воеводы Киевского. С древних времен заселено людьми послушными и умными, содержащего хороший порядок, пока без старостного права городок остается. Хотим, чтоб общество наше, между прочими торговыми городами, это местечко числится бы могло и чтоб в нем справедливость для каждого направления была, за вещь нужной и полезной с правом простым, вспомнено узнавши, право Магдебурское и прочие многие свободы, преимущество с того право выходящее, тому местечку надаем одобряем всеми правами и прочими провалами, которые в праве Магдебурском значения имели, от этого время иметь будут магистрат бургомистровский, судебный. Советчиков, лавочников и прочих урядников, выбирать. Устанавливать и одним словом юрисдикцию Совета и судебную устанавливать: кандидатов двух на бургомистра ежегодно и двух на старосту пожизненно выбирать и как пробный старосту или его наместника предлагать, дела ежегодно и споры между жителями местечка урегулировать и узаконивать. Людей непокорных, своевольных и всякие особы в местечке и на землях его в совершенных преступлениях сразу хватать и в тюрьму садить и наказывать очень строго: апеллирование в делах значительных решает староста, а с лицами благородного происхождения, по правилам городов, на праве Магдебурском, основывать и исполнять его.
Печать для утверждения актов, писем и основные применять будут литеры основателя A.L. (Александр Любомирский) выбирать их на обложке красной. (Изображение № 7)
Производства пива, гнать водку, выгонку медов как привозка оных из прочих мест и измельчения, никому делать этого нельзя, кроме тех, которые от основателя иметь будут на позволение. Жители, в делах исполняющие право Магдебурское и с него выходящие вольности, к суде нашей надворной асессорской, всегда принадлежать будет, и которые не выполняют, наследники к тем судам отзывать свободу иметь должны и под протекцией нашей королевской всегда защиту иметь. Дан в Варшаве 1 ноября 1776 г. Станислав Август Король».
Король особыми привилегиями с 1776 г. разрешил устраивать ежегодно в Юзефграде 2 ярмарки: первую — во вторник после Зеленых свят и вторую — на следующий день по празднику Покровы 1(14) октября. В то время в городе было 100, а в предместье — 28 домов, обязанных платить платежи подомные. За речкой лежало турецкое поселение Балта, в которой проживали татары. (23)
В своих художественных описаниях путешествий по Польше и Украине Ян Генрих Мюнтц (1781 - 1783 г.) вспоминал; «12 августа 1781 г. Воскресенье. Балта и Юзефград (изображение № 8) соединен деревянными мостиками над рекой Кодыма, которая обозначает границу между Польшей и царством Оттоманским по-турецки Фокшан-Балта.
На переднем плане видны склады, которые ранее приносили большой доход. Здесь всегда находится малый кавалерийский отряд Речи Посполитой для охраны жителей, несколько урядников находятся на турецкой стороне с целью сбора пошлины. Возле моста установлен столб, обрамленный овальной доской, на которой изображен Польский герб.
Мост содержится за счет обеих государств. Торговля в Балте некогда была очень оживленная, но когда россияне изгнали из тех мест татар (между Бендерами, Очаковым и Балтой), торговля прекратилась...
На горе находится костёл, окруженный валом, парапетом и рвом... Наиболее домов находится по левую сторону от костёла. Жители — крестьяне и евреи-купцы.,.» (24)
Можно предположить, что это единственное описание города еще с тех давних времен, над которым пронеслись войны, эпидемия, затопление, пожары, связанные с колониальной политикой великих держав. После очередной войны между Россией и Турцией по Ясскому мирному договору 1791 года турецкий городок Балта отходит в Екатеринославское наместничество Российской империи, а в 1793 г. Юзефград и все владения Любомирских при третьем разделе Польши вошли в состав Российской империи. Юзефград в 1795 г. переименовывается в г. Еленск Вознесенского наместничества. При новом административном делении на губернии в 1797 г. образуется Каменец-Подольская губерния. (25)
Об этом свидетельствует документ тех времен.
«Согласно:
Указ императора Павла I
(18.164-сентября 26.1797)
О присоєдиненіи слободы Балта къ городу Єленску, съ пєрєименованіємъ онаго Балтою.
Въ уважєніи удобности, усматриваємой Камєнєцъ Подольскимъ и Новороссійскимъ Губєрнскими Начальствами повєльваємъ: при настоящємъ розграничєніи Губерній, отшєдшую и приписанную къ уездному городу Тирасполю слободу Балту обратить по прєжнєму, и присоєдинить къ городу Єлєнску, который именовать Балтою.»
(полное собрание законов Российской империи с 1649 по 1900 год. Том 24, с 753) (26)
С этого времени г. Балта становится уездным городом одного из обширнейшего уезда Подольской губернии, в состав которого входить 1 город, 13 местечек, 829 населенных мест с территорией 6824,5 верст (7555 кв. км.)
Сюда вошли все владения Любомирских, которые находились ранее на юге Брацлавского воеводства.(27)
По плану города, составляемому в 1798 г., видно уже сложившийся очертания нынешней Балты: 2 православные церкви, католический костел, старообрядческая часовня, еврейские школы, лавки, казенные дома, купленные у князя Любомирского, прованские магазины, обывательские дома с садами и огородами, казенный сад, обрытый каналами, мучная мельница, кладбище христиан, кладбище евреев.
Определена расходящаяся сеть дорог: на города Тирасполь, Одессу, Ольгополь, местечко Саврань, село Бендзари, и прочие селения. В то время уже существовала деревня Александровка, заселенная в основном польскими крестьянами, основанная князем Александром Любомирским.(28)

* * *

Город Балта начал стремительно развиваться. 20 июня 1852 г. был утвержден герб (изображение №9): щит, разделенный на две части: в верхней — герб Подольский, а в нижней — голубой с золотым ржаным снопом и таким же кадуцеем.
Герб отображал распространенную в городе торговлю хлебом (Винклер, с.9). (29)
В г. Балте проводилось шесть ярмарок. Одна из них - Троицкая международная, славилась продажей животных, особенно лошадьми. В некоторые годы товарооборот доходил до 3 000 000 руб. Сюда сгонялись табуны лошадей из Херсонщины, Бессарабии и Подолии, бывало 7 тысяч и больше голов.(30)
Польский писатель Фредерик Краузе в 70-х годах XIX ст., рассказывая о проходящих в Балте ярмарках, писал следующее: «...ярмарки на крупный рогатый скот. Главная, проводится на Зелёные праздники, и останавливается лагерем в поле, так как город не может вместить всех гостей. Несколько тысяч отборных волов, наилучших, седых, с высокими рогами, выкормленных на балтских, херсонских и бессарабских степях, стоят, как армия. Тут обычно целая Подолия, Волынь, а также из заграницы купцы, закупают целые табуны. Ярмарки балтские имеют характер восточный, встретишь тут серба, турка, молдаванина. Музыка цыганская играет сарабанду. Продолжается две недели...» (31)
Побывали так же на них знаменитые польские художники Иосиф Брандт, Юлиуш Коссак и Иосиф Хельмонский. Они запечатлели балтскую ярмарку в своих полотнах, акварелях, которые в настоящее время хранятся в Варшавской Национальной Галерее, а также в частных коллекциях (изображение №10).(32)
Остальные ярмарки были местного значения. В Балте проживали знаменитые купцы, многие из которых были старообрядцами. Развивающийся торговый центр в основном принадлежал еврейскому населению.
Существовало специализированных магазинов и лавок более 40 наименований, из них только галантерей - 31, мануфактур - 68, бакалеи - 74, существовало 13 гостиниц и множество заезжих дворов.(ЗЗ)
В 1865 г. была построена первая в Украине железная дорога Одесса-Балта, связавшая крупный торговый центр с одесским портом, что также способствовало увеличению товарооборота балтских ярмарок. Станция Балта находилась на территории Херсонской губернии.
Семья Борисовых проложила шоссейную дорогу от центральной улицы Большой Купеческой до станции, проезд по этой дороге был платный. Экономика города к началу XX в. значительно укрепилась. По статистике было свыше 75 фабрик и заводов, ремесленных заведений (на некоторых фабриках числилось по 6 человек и более), были колбасная, конфетная, табачные фабрики, чугунно-литейный, 5 кожевенных, 8 кирпично-черепичных заводов. (34)

* * *

В отличие от бурного развития экономических отношений, развитие образования проходило сложным путем. В конце XVIII столетия существовали только еврейские школы. Поэтому к началу XIX в. основная часть населения была безграмотна.
В 1825 году богатые владельцы земли подняли вопрос об открытии польской школы в Балте для детей разных национальностей, но царское правительство не поддержало это начинание. В это же время в Винницкую гимназию поступило 26 учеников-выходцев из Балты. В уезде существовало всего 8 церковных школ, которые насчитывали от 10 до 29 учеников. Учителем возбранялось писать жалобы простолюдин к властям. В Балте в то время работал учителем Томаш Лучевский — выходец с предместья Тернополя, прогрессивный на то время человек. Он разработал новые методы образования, передал их в Винницкую гимназию, так же выслал свой мемориал царю Александру I, который решил вовлечь прогрессивного учителя в работу.

После восстания декабристов 1825 г. Т.Лучевский написал политический мемориал новому царю Николаю I в защиту декабристов. Он осуждал войну 1827 г., разработал теорию объединения религий, новый экуменизм, за что и был осужден Балтским судом как еретик, чуть было не сослан в Сибирь, но благодаря заступничеству губернатора остался работать.(35)
Сейчас сложно представить, на каком уровне образования находилось местное население, и как тяжело было прогрессивному человеку добиться хоть какого-то просвещения людей.
После 1866 г. в г. Балта существовала двухклассная школа, впоследствии две церковно-приходские школы. В 1903 г. открыта женская прогимназия им. Пушкина и находилась она в корпусе нынешнего педучилище. В 1910 г. была открыта мужская гимназия (ныне здание школы-интерната №1), построенная под руководством заместителя городского главы Одольского Федора Михайловича, и коммерческое училище. В 1913 г. знаменитый меценат Е.Писаревский построил Талмуд-школу, в настоящее время в ней размещается школа №1, а также еврейскую больницу.(Зб)

***

На начало XX века город и уезд достиг апогея своего развития. По переписи 1910 г. в уезде было 502043 человека, в Балте — 27891. Православных и старообрядцев — 12379, католиков — 565, протестантов — 13, магометанин — 10, евреев — 14924 человека. Город имел 74 улицы, освещался керосином и электричеством. Водопровода не было, жители пользовались водой из артезианских колодцев и из речки Кодыма. В городе Балта насчитывалось до 75 фабрик, заводов и ремесленных заведений.
Структура Управления состояла из 5 отделов Земельного Самоуправления, 6 отделов Министерства внутренних дел. Министерство финансов исчислялось 6 отделами, Министерство Труда и прочие — одним отделом. Уездная Землеустроительная комиссия имела 1 отдел, Министерство юстиции — 8 отделов, Городское самоуправления — 3 отдела, а также почтово-телеграфная контора.
Духовенство имело 6 представителей, Министерство народного просвещения — 5 отделов. Были Балтский комитет Российского общества Красного Креста, больница Земская, больница Еврейская, больница при тюрьме, лечебница бесплатная. (37)

* * *

Народонаселение - один из основных экономических показателей. Хотелось бы отметить, что существенно повлияло на экономический расцвет г. Балта - еврейское население. Впервые на Украину евреи массово эмигрировали из Европы после Люблинской унии в 1569 году. (38)
Евреи, заселившие поселения Юзефград-Балты с самого их зарождения, пережили тяжёлые и страшные времена, погромы, убийства и грабежи в 1768 г. Когда г. Балта отошел к российской империи, для еврейского населения были определены зоны оседлости. 21 декабря 1791 г. Екатерина II выдала указ, по которому евреи не имеют никаких прав записываться в стан купцов во внутренних губерниях России, впервые сформировалась «линия еврейской оседлости», в которую вошла и подольская губерния, новым положением об линии оседлости 30 мая 1835 г. была подтверждена. К концу XIX века на Подолье торговлей занималось свыше 80% евреев. (39) Как видим, политика государства не благоприятствовала развитию еврейской общины, ущемляла права еврейского населения, но это способствовало для развития г.Балта.
В России после реформы Александра II усилились противоречия в обществе и после его убийства народовольцами 1 марта 1881 г. углубился раскол в обществе на националистический и либеральный.
Развернулась антисемитская компания. По империи прокатились еврейские погромы, связанные с экономическим состоянием населения, вызвавшие скачок преступности в городах.
31 марта 1882 г. в Балте на православную пасху умышленное бездействие властей привело к тому, что большая часть еврейского населения была разорена: 976 домов, 278 лавок и 31 винный погреб, 211 человек было ранено, в том числе 12 убито, зафиксировано более 20 случаев изнасилований.

Эти печальные события вызвали волну эмиграции евреев в Америку и международную огласку событий. (40)
И после этого в Балте был организован центр Сионистского движения на Подолье, Волыни и Бессарабии.
Так же прошли погромы в 1905 году, а 1919 год был для г. Балты крайне трагический. Во время гражданской войны город неоднократно переходил от большевиков к петлюровцам, которые устроили еврейский погром, много людей пострадало, был разграблен и сожжён торговый центр, многие евреи бежали в Одессу. (41)
И не удивительно, что уроженец г. Балта Самуил Шварцбарт 25 мая 1926 г. в Париже застрелил Симона Петлюру. Существует несколько версий о причине этого убийства. (42)
Но слава о той Балте ещё продолжала распространяться. Вот как пишет одесский журналист об Одессе: «Одесса — это как маленький Париж, с оттенком большой Балты...» (43)

Просмотров: 2727 | Добавил: arhangel911 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Украинская Баннерная Сеть